1. Князева, Е. Г.
Оценка эффективности финансирования государственных программ на основе расчета коэффициентов значимости / Е. Г. Князева, К. Н. Самков // Финансы. – 2022. – № 2. – С. 7-13
– В статье предпринимается попытка развития подходов к оценке эффективности реализации государственных программ субъектов Российской Федерации на основе системы коэффициентов значимости. Проанализирован соответствующий опыт. Применение предлагаемой авторами методики оценки эффективности реализации государственных программ направлено на исключение рисков и повышение результативности финансирования программных документов.
2. Лукашов, А. И.
Эволюция бюджетного мониторинга как одного из механизмов повышения эффективности бюджетных расходов / А. И. Лукашов // Финансы. – 2022. – № 2. – С. 14-20
– Статья посвящена рассмотрению эволюции бюджетного мониторинга. Несмотря на то что данный инструмент всего несколько лет используется в практике Федерального казначейства, результаты применения бюджетного мониторинга свидетельствуют о его эффективности. В статье автор приводит наиболее значимые этапы становления бюджетного мониторинга, анализирует модификацию используемого в рамках бюджетного мониторинга инструментария, а также предлагает к рассмотрению читателей пути его совершенствования.
3. Истомин, И.
Управление обязательствами в ассиметричных альянсах / И. Истомин // Международные процессы. – 2021. – Том 19. (январь-март (№ 1 (64)). – С. 26-55
– В международной политике широко распространены асимметричные альянсы, в которых крупная держава сотрудничает с заведомо уступающими ей по силе союзниками. Возникновение такого рода объединений в литературе объясняют формулой «гарантии безопасности за внешнеполитическую автономию», которая, однако, не раскрывает, в чём именно заключается выгода крупной державы от влияния на заведомо слабые страны. Настоящая статья призвана развить теоретические представления по этому вопросу и проверить их обоснованность на основе анализа российского опыта.
4. Мосейко, В. В.
Проблема доверия и современная российская пенсионная система / В. В. Мосейко // Вестник Московского университета. Серия "Экономика". – 2021. – № 5. – С. 232-248
– Предпринята попытка выявить связь между доверием, которое рассматривается через частное благо, клубное благо, частные внешние эффекты и общественное благо, и пенсионными системами, представленными в виде социальных контрактов вертикального и горизонтального типов.
5. Нелюбина, А. С.
Неоднородное влияние монетарной политики на региональном уровне: страновой обзор / А. С. Нелюбина // Финансы и Кредит. – 2022. – № 2. – С. 440-465
– Выявлены основные факторы, приводящие к возникновению региональной неоднородности. К ним относятся в первую очередь гетерогенность регионов по отраслевой декомпозиции, соотношению крупных и мелких банков и фирм, гибкости зарплат, степени открытости экономики. Сформулированные рекомендации и меры могут быть полезны органам, принимающим решения в сфере денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах, в том числе Банку России, для нивелирования последствий неоднородности эффектов общей монетарной политики для экономической активности в регионах.
6. Сидоренко, Э. Э.
Цифровая валюта центральных банков: экономические сценарии и прогнозы / Э. Э. Сидоренко // Международные процессы. – 2021. – Том 19. (апрель-июнь (№ 2 (65)). – С. 151-165
– В работе проведён системный анализ цифровой валюты центральных банков (ЦВЦБ) как нового финансового инструмента. Основной целью работы стало исследование экономических сценариев развития ЦВЦБ внутри страны и за её пределами на основе оценки основных признаков, преимуществ и рисков внедрения этого финансового инструмента в современную монетарную политику.
7. Смирнов, В. В.
Государство — финансовый рантье: новая российская реальность / В. В. Смирнов // Финансы и Кредит. – 2022. – № 2. – С. 466-488
– Определение параметров российского государства в качестве финансового рантье. Исследование основано на системном подходе с применением метода статистического, нейросетевого и кластерного анализа. Показана актуальность анализа формы российского государства как финансового рантье и выделена ее связь с проблемной позицией мирового сырьевого придатка. Определены параметры российского государства как финансового рантье.
8. Шохин, С.
Налогообложение цифровой экономики: конец оптимизма / С. Шохин, Е. Кудряшова, А. Шашкова // Международные процессы. – 2021. – Том 19. (апрель-июнь (№ 2 (65)). – С. 138-150
– Рассматривается вопрос о введении специальных налогов на отдельные цифровые услуги, и такие налоги уже введены в ряде стран. Вместе с тем тенденция к ужесточению налогообложения может повлечь за собой дискриминацию новых технологий по отношению к тем, которые уже укрепились на рынке. Значимую роль здесь играют противоречия между технологическим центром и периферией. Присоединиться к тенденции налогового пессимизма для технологической периферии означает в том числе ограничить возможности развития собственных технологических компаний и углубить противоречия, поскольку дискриминация в налоговой сфере иностранных компаний не допускается. Панические настроения налоговых ведомств по поводу перспектив налогообложения цифровой экономики должны смягчиться, и следует ожидать конструктивных предложений без излишней фискальной направленности.
9. Яшин, С. Н.
Моделирование перекрестного финансирования затрат на научно-исследовательские работы в федеральном округе / С. Н. Яшин, Е. В. Кошелев, С. А. Борисов // Финансы и Кредит. – 2022. – № 2. – С. 295-321
– В условиях экономии федеральных бюджетных средств федеральный округ может частично сам профинансировать все затраты на НИР в тех регионах, которые в этом нуждаются. Чтобы более обоснованно определить такие регионы, необходимо анализировать эту ситуацию подробнее, то есть в разрезе различных затрат на НИР по видам работ.
10. Богачева, О. В.
Инструменты финансовой поддержки НИОКР и уровни готовности технологий / О. В. Богачева, О. В. Смородинов // Финансовый журнал. – 2021. – № 6. – С. 8-24
11. Горбачева, Т. А.
Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет / Т. А. Горбачева // Финансовый журнал. – 2022. – № 1. – С. 126-139
– Цель данной статьи — исследование экономической сущности стейблкоинов, их видов, а также актуального состояния данного рынка. Исследованы подходы к определению понятия стейблкоинов. Рассмотрена классификации стабильных монет, основные видны наиболее надежных монет на рынке. Проанализировано современное состояние рынка стейблкоинов.
12. Осмоловская-Суслина, А. Л.
Интегральный индекс собираемости — дополнительный инструмент оценки качества налогового администрирования / А. Л. Осмоловская-Суслина, С. Р. Борисова, В. А. Москвина // Финансовый журнал. – 2021. – № 6. – С. 54-80
– Интегральный индекс собираемости применим для большей части налоговых и неналоговых платежей, может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими индикаторами полноты собираемости налогов.
13. Зеленина, А. Ю.
Тенденции развития социально-обеспечительных процедур под влиянием всеобщей информатизации и цифровизации / А. Ю. Зеленина // Социальное и пенсионное право. – 2022. – № 1. – С. 5-10
– Статья посвящена выявлению векторов трансформации социально-обеспечительных процедур, формулированию результатов, перспектив и рисков их дальнейшего развития под влиянием всеобщей информатизации и цифровизации. Выявлено, что в праве социального обеспечения влияние цифровых технологий выразилось, во-первых, в развитии диспозитивных процедур в связи с расширением способов обращения за отдельными видами социального обеспечения путем использования информационных технологий и цифровой среды; во-вторых, в трансформации макропроцедур, обслуживающих материальные регулятивные нормы права социального обеспечения, в микропроцедуры, инициируемые управомоченными органами; в-третьих, в сокращении обязывающих процедурно-правовых норм, адресованных гражданам, и увеличении обязывающих процедурно-правовых норм, адресованных уполномоченным государственным органам. Определено, что развитие социально-обеспечительных процедур по указанным векторам направлено на укрепление гарантированности социально-обеспечительных прав граждан, между тем дальнейшая трансформация социально-обеспечительных процедур должна осуществляться параллельно с проработкой законодателем вопроса защиты информации при ее сборе и хранении в электронных ресурсах в целях сохранения баланса между гарантированностью социально-обеспечительных прав граждан и защитой их персональных данных.