ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №66/2022

29 апреля 2022 г., пятница

 

Краткий обзор основных экономических событий

29 апреля 2022 г.

 

Антисанкционные меры. Законодательство и госуправление

Иностранные специалисты в сфере информационных технологий, а также члены их семей смогут получать вид на жительство для работы в России в упрощённом порядке.

Это предусмотрено законопроектом, который Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы.

Речь идёт об иностранных специалистах, которые трудятся в российских IT-компаниях, имеющих государственную аккредитацию – её выдает Минцифры. Если законопроект будет принят, для получения вида на жительство в нашей стране таким сотрудникам, а также членам их семей не потребуется иметь разрешение на временное проживание.

По действующим нормам такое право есть у иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, и членов их семей, а также у представителей утверждённого списка востребованных профессий. Всем остальным для получения вида на жительство нужно не менее года прожить в России на основании разрешения на временное проживание.

Также законопроект наделяет работодателей правом привлекать к работе иностранных IT-специалистов без разрешения на использование иностранных работников. Самим же специалистам предлагается дать возможность трудиться в России без соответствующего разрешения или патента.

http://government.ru/news/45304/

 

На специальную кредитную программу поддержки системообразующих организаций, работающих в сфере строительства, будет направлено более 7,1 млрд рублей.

Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

В рамках новой программы строительным организациям будут доступны займы по льготной ставке до 11% годовых на реализацию инвестиционных проектов. Одно предприятие может получить до 10 млрд рублей, группа компаний – до 15 млрд рублей.

Михаил Мишустин также подписал распоряжение о выделении более 2,8 млрд рублей на льготные кредиты системообразующим организациям жилищно-коммунального хозяйства. Такие организации смогут получить займы по ставке 11% годовых на поддержание текущей деятельности. Одно предприятие может взять до 5 млрд рублей, группа компаний – до 10 млрд рублей.

http://government.ru/news/45306/

 

Прогнозы

Восстановление экономики РФ на фоне санкций и ухода из страны западных компаний к докризисному уровню возможно по трем сценариям, все они в той или иной степени предполагают импортозамещение иностранного оборудования и технологий

Об этом заявила доктор экономических наук, руководитель отделения макроэкономики и моделирования региональных систем ЦЭМИ РАН Елена Устюжанина.

Первый сценарий предполагает, что Россия сможет наладить импорт товаров через третьи страны. В этом случае неизбежно произойдет удорожание как самого производства из-за перестройки логистики, так и конечных товаров. Но автаркии удастся избежать.

Второй вариант исходит из усиления санкционного давления на Россию. Если США очень сильно "закрутят гайки", тогда России придется начать восстанавливать и развивать собственные технологии. Но это не означает возврата в прошлое, так как у России есть много заделов на будущее. Конечно, время для разбега в разных отраслях разное - от 2 до 10 лет. Но в среднем это займет 5-7 лет.

Третий вариант Устюжанина назвала компромиссным. "Мы договариваемся, санкции ослабляют. Но, понимая будущие риски, Россия активно занимается реальным импортозамещением", - отметила экономист.

При этом наиболее вероятным сценарием исходя из сегодняшних реалий, по ее словам, является первый.

https://ria.ru/20220429/ekonomika-1786063170.html

 

Отрасли

Минпромторг и Минтранс России ведут работы по развитию мультимодальных логистических цепочек.

Речь идет в том числе о странах Востока, Южной Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Введение санкций со стороны «недружественных» стран в той или иной мере негативно сказалось на транспортировке продукции для российских компаний всеми способами.

Новые логистические цепочки выстраиваются для всех групп товаров, доставка которых была затруднена после введения санкций со стороны «недружественных» стран. Ведомства не ограничиваются упаковочными материалами и сырьем для их производства.

На базе АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» — подведомственная Минпромторгу организация — создан Ситуационный центр. Его цель состоит в поиске партнеров для российского бизнеса. Эксперты делают это для диверсификации экспортных потоков, выработки низкорисковых механизмов и схем финансирования поставок, разработки альтернативных экспортно-импортных логистических решений, консультаций по практическим вопросам ведения внешнеторговой деятельности.

https://iz.ru/1328164/2022-04-29/minpromtorg-i-mintrans-razvivaiut-multimodalnye-logisticheskie-tcepochki

 

Бизнесу удалось решить проблему прекращения поставок оригинальных запчастей по ряду марок автомобилей и дефицита некоторых деталей.

Поставки аналогов в Россию наладили через Турцию, сообщили во Всероссийском союзе страховщиков. Там подчеркнули, что также прорабатывается доставка комплектующих через Казахстан.

Ранее наиболее популярными направлениями поставок запчастей раньше были Китай, Европа и Япония, однако в связи с ограничениями доставка из двух последних теперь невозможна и популярность запчастей из Поднебесной растет. Параллельно открываются рынки Казахстана и Турции. Однако наиболее значительные сложности с поставками деталей остаются для BMW, Mercedes, Land Rover, Audi, а также автомобилей американского производства.

Запасные части для обслуживания и ремонта ранее выпущенной в обращение готовой продукции могут быть ввезены любыми лицами без представления таможенным органам документов о соответствии. Это позволяет делать соответствующее постановление правительства, действующее в условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран.

Если компания, отвечающая за конкретный бренд, отказывается поставлять запчасти для гарантийного или сервисного обслуживания в долгосрочной перспективе, то по такому бренду будет оперативно введен параллельный импорт. Эта процедура предполагает ввоз товаров в Россию без согласия владельцев торговых марок. Минпромторг уже составил список из около 200 брендов, среди которых автомобильные двигатели Cummins, Deutz, Kubota, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo и Scania.

http://www.finmarket.ru/main/article/5710961

Социальная сфера

Доход члена семьи, уволенного после 1 марта 2022 года и признанного безработным, не будет учитываться при расчёте нуждаемости для получения выплат на детей.

Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Речь идёт о ежемесячной выплате на детей от 3 до 7 лет, а также о ежемесячном пособии в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка. Получать такую поддержку могут семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на человека в регионе. Размер этих выплат также зависит от доходов семьи.

По действующим правилам среднедушевой доход семьи рассчитывается на основе доходов всех её членов за три последних месяца. На 2022 год устанавливается исключение: при расчёте дохода семьи не будет учитываться трудовой заработок человека, потерявшего работу после 1 марта и признанного безработным. Это позволит не только расширить круг получателей мер социальной поддержки, но и повысить её размер.

http://government.ru/news/45303/

 

Финансы

ЦБ РФ понизил ключевую ставку на 300 б.п., до 14% годовых. Решение принято на заседании Совета директоров Банка России 29 апреля.

Риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарастать, что создало условия для снижения ключевой ставки. Последние недельные данные указывают на замедление текущих темпов роста цен за счет укрепления рубля и охлаждения потребительской активности.

Кроме того, на инфляцию окажут влияние процессы импортозамещения, а также масштаб и скорость восстановления импорта готовых товаров, сырья и комплектующих.

Согласно прогнозу Банка России, годовая инфляция составит 18–23% в 2022 году, снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

https://www.bfm.ru/news/498892

 

Региональная экономика

В топ-7 самых популярных у туристов регионов России вошли Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ставропольский край, Московская область и Крым.

Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Быстрый прирост турпотока также показывают Татарстан, Башкирия, Пермский и Алтайский края, а также Самарская область.

Популярность набирают регионы Дальнего Востока, Сибирь, Алтай и другие территории. Ростуризму совместно с Минтрансом важно удовлетворить повышенный спрос и обеспечить бесшовность транспортной логистики за счет мультимодальных перевозок по основным туристическим маршрутам, включая автобусные перевозки. Только на майские праздники по всей стране запланировано дополнительно 500 поездов, более 130 составов - на южные регионы, которые сейчас пользуются особой популярностью, что даст свыше 140 тысяч мест. Всего за летнюю кампанию РЖД планируют перевести по южным направлениям 8,5 млн человек.

Регионы подтверждают готовность принимать большое число туристов, свободных номеров в сегменте 3 и 4 звезды в продаже достаточно на все летние месяцы. Дефицит номеров возможен только в сегменте 5 звезд и на отдельных курортных направлениях, где не хватает такого уровня отелей.

https://rg.ru/2022/04/29/reg-ufo/nazvany-samye-populiarnye-u-turistov-regiony-rossii-i-ceny-na-otdyh-v-nih.html

 

 

 

Мировая экономика

Консалтинговая компания EY (Ernst & Young) опубликовала отчет о состоянии глобального авторынка в 2021 году. Помимо прочего, это исследование содержит рейтинг крупнейших мировых автопроизводителей по объемам продаж легковых и легких коммерческих машин.

Toyota заняла первое место - в прошлом году она реализовала 10,495 млн автомобилей, показав динамику относительно 2020-го +10%.

Volkswagen с большим отставанием оказался на втором месте - продал 8,303 млн машин, -7% по сравнению с 2020-м. На третьей строке - General Motors: 6,291 млн автомобилей и падение -8%. В топ-5 также оказались Stellantis, реализовавший 5,927 млн машин, +4%, и Honda - 4,121 млн, -6%.

При этом в денежном выражении по результатам прошлого года лидирует Volkswagen - его оборот от продажи автомобилей составил 250, 200 млрд евро, с небольшим отставанием от него - Toyota, 238,404 млрд евро, на 3-м месте - Stellantis, 149,419 млрд евро. Доходы Mercedes-Benz составили 133,893 млрд евро, что обеспечило компании четвертую строку. Далее идет Ford, выручка которого составила 115,342 млрд евро.

https://rg.ru/2022/04/29/nazvany-lidery-po-prodazham-avtomobilej-v-mire.html

 

Технологии

Терпимость к пиратскому контенту в России остается высокой: сегодня им пользуются 12% граждан, еще половина россиян может присоединиться к "пиратам".

Около 51% россиян регулярно пользуются платными сервисами - кино, музыка, спортивные трансляции: 34% из них делают это постоянно, 17% время от времени. Остальные 49% сообщили, что не пользуются такими сервисами.

Среди тех, кто пользуется платным контентом, 79% платят за просмотр кино, 55% - за музыку, 14% - за трансляции спортивных соревнований. Отмечается, что 45% пользователей платного контента не намерены отказываться от него в условиях ограничений, еще 45% намерены отказаться частично, а 10% - полностью.

Терпимость к пиратскому контенту у россиян остается высокой. 12% признались, что уже пользуются таким контентом. Больше всего активных "видеопиратов" на Дальнем Востоке, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (по 20%), меньше всего на Северном Кавказе (7%). Еще 50% готовы начать пользоваться пиратским контентом (точно готовы 14%, скорее готовы - 36%). Таким образом армия пиратов может увеличиться с 12% до 62%.

Почти половина россиян (47%) поддерживают идею разрешить в России пользоваться пиратскими торрентами, считая это справедливым решениям в условиях санкций.

https://ria.ru/20220429/piratstvo-1786057050.html

 

 

 

Курсы валют и фондовые индексы

Ставка ФРС, %

Ставка ЦБ РФ, %

USD, ЦБ РФ

Нефть BRENT

(USD/ баррель)

Индекс МосБиржа

Индекс РТС

0,5

14

72,2953

106,72

2 423,49

1 074,13

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International