1. Фальцман, В.
Перспективы повышения индекса человеческого развития / В. Фальцман // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – № 9. – С. 48-54
– Анализ статистических данных по 189 странам мира показывает чрезмерную неоднородность уровня ИЧР. Предложены пути преодоления отставания по этому показателю развивающихся стран от передовых государств. Приближение качества жизни населения развивающихся стран к уровню развитых – необходимое условие избавления всего человечества от глобальных угроз – бедности, пандемий, массовых миграций. В этих целях предлагается рассмотреть возможность заключения международного соглашения по регулированию роста численности населения.
2. Шмаль, Г. И.
Нефтегазовый комплекс России и современные реалии / Г. И. Шмаль // Нефтяное хозяйство. – 2022. – № 8. – С. 6-10
3. Шеина, Е. Г.
Направления обеспечения финансовой устойчивости и снижения рисков реализации социально ориентированных инвестиционных проектов / Е. Г. Шеина // Банковское дело. – 2022. – № 9. – С. 44-51
– Статья посвящена выявлению и структурированию направлений обеспечения финансовой устойчивости при реализации социально ориентированных инвестиционных проектов, инициируемых стартапами. С целью снижения возникающих в процессе инвестирования рисков автором обоснованы признаки стартапов и разработана финансово-математическая модель на основе оптимизационного алгоритма оценки результативности их деятельности, что позволит минимизировать финансовые риски и спрогнозировать доходность инвестиций на этапе отбора социально ориентированных инвестиционных проектов.
4. Гончарова, Н. Л.
Региональные рынки услуг для лиц старше трудоспособного возраста в условиях демографического старения населения и цифровизации экономики / Н. Л. Гончарова // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 63-71
– В статье рассматриваются общие и специфические особенности регионального рынка услуг для лиц старше трудоспособного возраста. Предложены характеристики экономических мер воздействия на региональный рынок услуг в условиях цифровизации экономики для снижения последствий демографического старения населения в регионе с учётом выявленных возможных дополнительных источников дохода для лиц старше трудоспособного возраста. Обобщен опыт 16 регионов Российской Федерации по повышению активности старшего поколения в общественной жизни и освоении компьютерами в условиях цифровизации экономики, а также результатов изучения условий и факторов, влияющих на функционирование регионального рынка услуг для лиц старше трудоспособного возраста. Рассмотрены возможные факторы, существенно влияющие на формирование и механизм регулирования регионального рынка услуг, включающие формирование платёжеспособного спроса, расширенного предложения услуг и инновационных товаров для пожилых, частичного регулирования цен и тарифов на услуг с возможностью сочетания конкуренции поставщиков с наличием для самих потребителей, платных, ограниченно платных и бесплатных услуг.
5. Гончарова, Н. Л.
Роль и место региональных рынков услуг для лиц старше трудоспособного возраста / Н. Л. Гончарова // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 52-56
– В статье рассматриваются общие и специфические особенности регионального рынка услуг для лиц старше трудоспособного возраста. Рассматриваются направления развития рынков услуг путём их трансформации применительно к нуждам в условиях цифровой среды на базе системной работы центров управления регионами, рабочих групп и центров компетенций на основе наиболее существенных факторов и направлений улучшения жизнедеятельности для лиц старше трудоспособного возраста.
6. Дождева, Е. Е.
Система индикаторов финансовой безопасности государства / Е. Е. Дождева, П. В. Жиганова // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 72-74
– В статье определена необходимость создания новой системы индикаторов финансовой безопасности государства. С целью предотвращения финансовых рисков предложено рассчитывать индикаторы финансовой безопасности на основе микроэкономических показателей. Определены параметры финансовой безопасности государства для проведения эффективного анализа состояния безопасности в финансовой сфере.
7. Корчагина, И. В.
Семьи с детьми старшего школьного возраста: потребность в социальной поддержке / И. В. Корчагина, Л. М. Прокофьева // Народонаселение. – 2022. – № 3. – С. 152-161
8. Матвеева, А. С.
Государственное регулирование в сфере публичных закупок: новые вызовы / А. С. Матвеева, К. Л. Мелетиди // Российское конкурентное право и экономика. – 2022. – № 3. – С. 42-57
– В статье рассмотрены актуальные проблемы государственного регулирования контрактной сферы закупок, вызванные мировым финансовым кризисом и санкциями, введенными против России странами ЕС и США. Проанализированы место и роль системы государственных и корпоративных закупок в экономике России, в том числе ее влияние на бюджетную эффективность государства. Рассмотрены основные тенденции развития мировой экономики и их влияние на систему закупок в России. Систематизированы меры господдержки контрактной системы, введенные в марте-апреле 2022 г., проанализировано их влияние на развитие конкуренции в сфере закупок. Проведен критический анализ факторов, снижающих эффективность принятых мер.
9. Самаркина, И. В.
Субъективное пространство молодежной политики: теоретическая модель и региональная проекция (на примере Краснодарского края) / И. В. Самаркина, И. В. Мирошниченко, О. А. Бориско // Полис. Политические исследования. – 2022. – № 5. – С. 99-116
10. Сидоров, Д. В.
Особенности проведения анализа рынков в ретроспективном периоде при решении задачи пресечения нарушений антимонопольного законодательства / Д. В. Сидоров // Российское конкурентное право и экономика. – 2022. – № 3. – С. 30-37
– Автор анализирует положения Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и приходит к выводу о том, что в соответствии с Порядком методики анализа рынка в ретроспективном и перспективном периодах не отличаются друг от друга, несмотря на то что рынок в ретроспективном периоде характеризуется фактическими показателями, а показатели рынка перспективного периода должны включать элементы прогноза. По существу, это разные рынки с разной структурой и ценами. Отсутствие учета специфики указанных рынков, в частности, требование Порядка о применении теста гипотетического монополиста при анализе рынка ретроспективного периода, приводит к снижению уровня обоснованности анализа и не отвечает требованию неопровержимости, вытекающему из нормы ч. 4 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, относятся к письменным доказательствам по делу. Автор делает вывод о необходимости внесения в Порядок изменений и дополнений, отражающих специфику анализа рынка в ретроспективном периоде.
11. Белякова, Г. Я.
Городские агломерации: подходы к формированию, модели управления / Г. Я. Белякова, М. Я. Кулешко // Экономика строительства. – 2022. – № 8. – С. 31-41
12. Днепрова, А. Б.
Социальный фонд России / А. Б. Днепрова // Бухгалтерский учет. – 2022. – № 10. – С. 119-126
– С 1 января 2023 г. будет действовать новый регламент страхового обеспечения застрахованных лиц. Объединены ФСС РФ и ПФР, введены единый тариф и лимит по взносам, расширен перечень облагаемых выплат, изменены льготные тарифы, продлены сроки уплаты, предусмотрена новая отчетность.
13. Трухан, В. А.
Цифровое развитие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: состояние и перспективы / В. А. Трухан // Пенсия. – 2022. – № 9. – С. 43-52
14. Механизм мониторинга социальных ресурсов на основе индивидуального цифрового профиля граждан / Ю. Ф. Аношина [и др.] // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 243-247
– Предлагаемая система мониторинга предоставляет новые преимущества для цифровизации взаимоотношений государства и гражданского общества, а также обеспечивает сохранность и конфиденциальность работы с персональными данными. Например, индивидуальный цифровой профиль гражданина спроектирован таким образом, чтобы он содержал минимальный объем персональных данных, необходимый для расчета интегральных показателей уровня человеческого капитала региона. Однако, полученный положительный эффект, связанный с оптимизацией взаимодействий государства и гражданского общества, позволяет говорить о том, что этот объем может быть расширен в целях усиления данного эффекта. Таким образом, внедрение предлагаемой системы мониторинга социальных ресурсов региона на примере модели управления человеческого капитала предоставляет возможность получить значимые положительные эффекты для населения, региона и бизнеса, а также иметь реальную цифровую платформу для оценки эффективности региональной политики в социальной сфере.
15. Аношина, Ю. Ф.
Социальное развитие территорий: тенденции, условия и управление дестабилизирующими факторами / Ю. Ф. Аношина, Н. А. Кулагина, Ю. Ю. Купоров // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 235-242
– Возможности развития экономической системы отдельно-взятых территорий определяются, прежде всего, уровнем социального развития, который, в свою очередь, коррелирует с другими качественными характеристиками. В свою очередь, происходящие ежедневные процессы внутри регионального взаимодействия под влиянием факторов внешней и внутренней среды, вызывают необходимость оценки и мониторинга основных трендов социальных показателей, динамика которых может сигнализировать о наличии рисков невыполнения целевых показателей в Стратегии социально-экономического развития, вероятности недостижения запланированных индикаторов национальных проектов, а также о нарастании социальной напряженности в обществе. Таким образом, исследование основных трендов социального развития территорий позволяет своевременно корректировать важнейшие документы стратегического развития региона, направленные на повышение инвестиционной привлекательности, эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, развитие социального сервиса и т.д.
16. Боровицкая, М. В.
К вопросу социально-демографической ситуации в Российской Федерации / М. В. Боровицкая, А. М. Петров // Экономические науки. – 2022. – № 6. – С. 183-188
17. Кособоков, А. Ю.
Теоретические основы инновационной политики в социальной сфере / А. Ю. Кособоков, Ю. Ю. Купоров // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 253-257
18. Кроливецкий, Э. Н.
Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы / Э. Н. Кроливецкий, Ю. А. Дуболазова, Д. А. Заборовский // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 258-266
– Правительства и различные государственные учреждения, участвующие в развитии и предоставлении социальных услуг, все чаще переходят на цифровые платформы, что приводит к экономии средств и улучшению управления социальными услугами, а также более эффективному использованию ресурсов социальных учреждений. Однако неясно, как граждане воспринимают цифровые социальные услуги, какой уровень навыков требуется для работы и использования цифровых платформ, какой уровень вовлеченности необходим для взаимодействия с цифровыми социальными услугами. Эти и многие другие вопросы рассматриваются в данной статье.
19. Наумова, Т. М.
Применение технологий блокчейн экономическим субъектом в условиях цифровизации экономики / Т. М. Наумова, Д. С. Шлычков // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 291-298
– Появление данной системы связано с появлением криптовалюты «биткойна» 2008–2009 гг. Однако использование ее в мире криптовалюты не ограничилось, на ее основе началось развитие цифровизации экономики в различных отраслях жизни населения, начиная от финансового сектора и заканчивая социальным сектором экономики государства. Целью исследования является раскрытие основных этапов развития системы блокчейн в экономических секторах деятельности экономического субъекта.
20. Семенов, А. В.
Инновации и современные тренды в предпринимательстве в условиях постковидной реальности при реализации проектов ГЧП в России и мире / А. В. Семенов // Экономические науки. – 2022. – № 6. – С. 161-163
21. Удальцова, Н. Л.
«Открытые инновации» как императив стратегического развития: опыт России и США / Н. Л. Удальцова // Экономические науки. – 2022. – № 4. – С. 335-345
– В настоящее время модель открытых инноваций ускоренно развивается в высокотехнологичных компаниях одних стран, таких как США, Япония, Южная Корея и страны Европейского союза, и при этом остаётся неиспользуемой в других странах, например, в России. В данной статье рассматриваются основные изменения, произошедшие в сфере инновационной деятельности компаний России и США за последние 10 лет. Автор анализирует факторы, влияющие на скорость развития модели открытых инноваций в двух странах. В результате автор приходит к выводу, что Россия значительно отстаёт от США в сфере заявок на патенты, финансирования НИОКР, экспорта и импорта инноваций. В работе предложены меры по стимулированию расширения открытых инноваций в России.
22. Чеченова, М. А.
Проблемы государственной политики в области регулирования безработицы в Pоссии / М. А. Чеченова // Экономические науки. – 2022. – № 6. – С. 183-188
23. Янченко, Е. А.
Влияние демографических факторов на трудовые ресурсы РФ на современном этапе / Е. А. Янченко, Д. В. Янченко, А. В. Владимирова // Экономические науки. – 2022. – № 6. – С. 170-176