ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №11/2023

23 января 2023 г., понедельник

 

Краткий обзор основных экономических событий

 

Ситуацию в России под санкциями сочли реминисценцией 1990-х

Ситуацию в России под санкциями часто сравнивают с советским периодом, однако ее можно считать скорее «реминисценцией» 1990-х годов, когда крах коммунизма вынудил потребителей и предпринимателей искать новые способы решать экономические проблемы, пишет Bloomberg.

В качестве иллюстрации агентство приводит пример московских сестер, организовавших поставку спортивного снаряжения из Китая после того, как они не смогли найти нужного им товара. Кроме того, обращают на себя внимание и новые маршруты поставок различной техники через соседние страны.

Параллельно появляются и замены уходящим международным брендам — таким как Krispy Krem, Starbucks, Pizza Hut, работающих под сходными, но несколько иными названиями. Тем не менее санкции создают определенные проблемы: по оценкам Bloomberg Economics, ВВП России в прошлом году сократился на 2,7 процента и может снизиться еще на 2,5 процента в 2023-м.

По оценкам, которые приводил российский президент Владимир Путин, ВВП по итогам года упал на 2,5 процента. Минфин в конце 2022 года называл цифру в 2,7 процента.

Российский бюджет в прошлом году столкнулся с дефицитом в 3,3 триллиона рублей. Расходы в 2022 году за счет «решения масштабных задач» составили свыше 31 триллиона рублей, доходы — почти 28 триллионов, говорил глава правительства Михаил Мишустин.

 

https://lenta.ru/news/2023/01/18/nnts/

 

Цены на нефть выросли до максимума с начала декабря

Цена на нефть североморской марки Brent поднялась на 1,9 процента к уровню закрытия торгов 17 января до 87,6 доллара за баррель на момент написания материала, свидетельствуют данные лондонской биржи ICE. Этот уровень стал максимальным с начала декабря прошлого года.

Цены растут на фоне публикации прогноза Международного энергетического агентства (МЭА), в котором предсказывается рекордный мировой спрос на нефть в 2023 году. По данным МЭА, он может достичь 101,7 миллиона баррелей в сутки, на 1,9 миллиона баррелей больше, чем в 2022 году. Почти половину увеличения спроса на нефть должен обеспечить Китай, несмотря на то, что траектория и скорость восстановления экономики страны пока неясны.

В свою очередь предложение нефти в мире в нынешнем году увеличится на 1 миллион баррелей в сутки. Это произойдет за счет стран, не входящих в ОПЕК+, тогда как Организация стран — экспортеров нефти и партнеры, напротив, снизят производство нефти на 870 тысяч баррелей в сутки в основном из-за снижения добычи в России.

По данным агентства, в декабре 2022 года экспорт нефти из России уменьшился на 200 тысяч баррелей в сутки, до 7,8 миллиона баррелей на фоне эмбарго на импорт российской нефти в Евросоюзе морским путем и установленного ЕС и G7 потолка цен. В то же время до максимума за несколько лет (1,2 миллиона баррелей в сутки) возрос экспорт дизеля из страны, причем более половины пришлось на Евросоюз.

Из-за роста скидок на российскую марку нефти Urals по отношению к эталонному Brent после вступления в силу эмбарго и ценового потолка западных стран выручка России от экспорта нефти в декабре сократилась на 3 миллиарда долларов к уровню ноября до 12,6 миллиарда долларов. Это стало минимальным уровнем с февраля 2021 года, свидетельствуют данные МЭА.

 

https://lenta.ru/news/2023/01/18/ieaieaiea/

Законодательство и госуправление

Правительство расширяет возможности кредитования инвестиционных проектов

Правительство последовательно работает над стимулированием инвестиционной активности, совершенствуя различные инструменты поддержки бизнеса, в том числе программу «ВЭБ.РФ» «Фабрика проектного финансирования». Развитие данного механизма обсуждалось на совещании у Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства России Дмитрия Григоренко с Минэкономразвития, Минфином, «ВЭБ.РФ» и коммерческими банками.

Ранее Правительство по поручению Президента внесло в механизм изменения, которые расширяют возможности инвесторов для кредитования проектов. Лимит участия «ВЭБ.РФ» в программе увеличен с 294 млрд до 500 млрд рублей. Также по проектам, одобренным в 2022–2023 годах, снижена доля участия инвестора собственными средствами с 20 до 15%.

На совещании было отмечено, что возможности фабрики проектного финансирования для инвесторов зачастую привлекательнее других мер поддержки со стороны государства за счёт меньшей бюрократизованности процесса и более выгодных финансовых условий. При этом в настоящее время отмечается нехватка проектов, готовых к реализации в рамках программы, с учётом имеющегося капитала «ВЭБ.РФ» и банков-партнёров.

«Государство субсидирует кредитную ставку для участников проектов в рамках фабрики проектного финансирования. Тем самым гарантирует бизнесу выгодные условия для выполнения инвестиционных проектов и повышает комфортность условий для потенциальных заёмщиков», – отметил Дмитрий Григоренко.

В 2022 году инструмент показал свою эффективность на фоне колебания ключевой ставки. В рамках фабрики в настоящее время реализуется 18 инвестиционных проектов, одобрено 34 проекта общей стоимостью порядка 1,9 трлн рублей.

В конце прошлого года Наблюдательный совет «ВЭБ.РФ» утвердил перечень из 26 приоритетных направлений инвестиционной деятельности «ВЭБ.РФ». Они определены в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства в области обеспечения долгосрочного социально-экономического развития России и создания условий для устойчивого экономического роста. Это микроэлектроника, авиастроение, судостроение, транспортные коридоры, переориентация поставок нефти, переориентация поставок газа/СПГ, автомобилестроение, нефтепереработка, нефтехимия, газохимия, малотоннажная химия, станкостроение, производство турбин, транспортное машиностроение, генетика, промышленное программное обеспечение, туризм, строительство, ЖКХ, фармацевтика, медицинская промышленность, промышленное оборудование для телекома, высокоскоростные магистрали, лесопереработка, кампусы, общественный транспорт, логистическая и транспортная инфраструктура, высокотехнологичные проекты.

 

http://government.ru/news/47579/

 

Отрасли

Правительство оценило будущее российского автомобильного рынка

В 2023 году в России будет продано 960 тысяч новых легковых автомобилей, из которых 470 тысяч будут отечественного производства, свидетельствуют данные обновленной стратегии Минпромторга по развитию автопрома до 2035 года. Однако представители отрасли оценивают будущее рынка более пессимистично. О том, что правительство и автопром разошлись в прогнозах, сообщают «Ведомости».

Стратегия правительства предполагает рост данного сегмента рынка на 53 процента в текущем году. Между тем, например, «Автостат» прогнозирует в самом оптимистичном сценарии увеличение продаж на четверть, до 780 тысяч автомобилей, и в негативном — снижение на 12 процентов, до 550 тысяч машин. В свою очередь комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидает рост рынка на 12 процентов, до 770 тысяч автомобилей, что также ниже представленных в цифр в стратегии.

Согласно плану развития отрасли, достижение обозначенных результатов продаж почти наполовину зависит от импорта — на ввоз автомобилей из-за рубежа будет приходиться 490 тысяч единиц, что в 2,5 раза больше, чем в 2022 году. В стратегии также указано, что основной целью в текущем году будет обеспечение технологического суверенитета российского автопрома, а также удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной (не менее 80 процентов) продукции, произведенной на территории России.

Оценки ведомства и промышленности расходятся и в прогнозируемых объемах производства автомобилей в 2023 году: автоконцерны официально заявляли о планах выпустить как минимум 520 тысяч автомобилей (без учета производства УАЗа и завода китайской Haval в России), в то время как стратегия предполагает реализацию 470 тысяч машин.

Представитель Минпромторга в разговоре с изданием признал, что правительство могло оценивать производство ниже планов автоконцернов, однако ведомство корректировать прогнозы не собирается. «При разработке проекта стратегии учитывались планы предприятий, с учетом которых строится прогноз по российскому рынку и объемам производства, – пояснил он. – Учитывая, что в последнее время многие из автопроизводителей скорректировали планы по производству в сторону увеличения, прогнозы «Автостата» и АЕБ могут быть интерпретированы как пессимистичные», — объяснил собеседник газеты.

По итогам 2022 года российский автомобильный рынок сократился на 58,8 процента, в стране было продано 687,4 тысячи автомобилей. Основными факторами, которые оказали наибольшее влияние на российский авторынок, стали санкционное давление, разрыв логистических цепочек и параллельный импорт, отмечали в АЕБ.

 

https://lenta.ru/news/2023/01/18/nesostykovka/

 

Социальная сфера

 

В России потребовали увеличить выплаты медикам

Два основных российских профсоюза медработников — профсоюз работников здравоохранения РФ и профсоюз «Действие» — потребовали от властей увеличить размер новых выплат для работников этой сферы, расширить список их получателей, а также дать четкие разъяснения по их начислению, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письма организаций, направленные в правительство, Минздрав и Минтруд. В Минздраве подчеркнули, что основные параметры системы новых доплат уже утверждены.

Новые выплаты медикам были введены 31 декабря постановлением правительства №2568. Как заявил профсоюз работников здравоохранения РФ, с тех пор он уже получил множество обращений с просьбой разъяснить правила его применения, поэтому властям необходимо выпустить методические рекомендации. В них, в частности, следует прописать, что пособия не облагаются НДФЛ, а за их задержку работодатель должен нести ответственность по 236-й статье Трудового кодекса, считают в организации.

Кроме того, необходимо уточнить, имеют ли право на выплаты работники с особенностями трудоустройства, такие как работники межрайонных больниц, организованных из центральных районных и районных больниц, принимающие в травмпунктах и женских консультациях, а также персонал бригад скорой помощи, ее стационарных отделений, центров медицины катастроф. В круг получателей, по мнению профсоюза, также должны войти водители машин скорой. Профсоюз «Действие», в свою очередь, предложил также включитть в список медсестер-анестезисток и медсестер на приеме вызовов.

Профсоюз работников здравоохранения указал, что при расчете размера выплаты работникам должны учитываться районные коэффициенты, например, коэффициенты за работу в особых климатических условиях. По данным «Ъ», правительство собиралось применить этот механизм, но в опубликованной версии постановления он не прописан. Профсоюз «Действие» счел необходимым рассчитывать выплаты, исходя из фактически отработанных часов по внешнему и внутреннему совместительству, часов сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни.

Представители Минздрава подтвердили изданию получение писем и подчеркнули, что некоторые предложения «уже приняты в работу». Отсутствие в списке получателей выплат персонала стационаров крупных городов и водителей машин скорой помощи ведомство объяснило тем, что пособия являются «мерой социальной поддержки работников в медицинских организациях», а не новыми подходами к формированию системы оплаты труда медиков.

Введение с 2023 года новых доплат для медработников анонсировал президент России Владимир Путин в декабре 2022-го, а в январе соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Предполагалось, что зачислять средства могут начать после урегулирования технических вопросов в первом квартале, задним числом с 1 января. Выплаты будут составлять от 4,5 тысячи до 18,5 тысячи рублей, среди получателей — более 1 миллиона человек (всего в отрасли занято 2,5 миллиона человек).

https://lenta.ru/news/2023/01/19/mediki/

 

 

 

 

 

Финансы

ЦБ начнет устанавливать официальные курсы дирхама и лари

Банк России начнет устанавливать официальные курсы рубля еще к 9 иностранным валютам. Об этом регулятор сообщил на своем сайте.

С 18 января официальные курсы ЦБ будут публиковаться для дирхама ОАЭ, таиландского бата, вьетнамского донга, сербского динара, новозеландского доллара, грузинского лари, индонезийской рупии, египетского фунта и катарского риала.

Ранее в январе Минфин и ЦБ объявили о начале продаж валюты по новому бюджетному правилу. Согласно новому механизму, Минфин будет рассчитывать базовый уровень нефтегазовых доходов за месяц.

В случае, если Россия получит доходы больше прогнозируемого уровня, то излишки ЦБ направит на покупку дружественной валюты, чтобы затем зачислить ее в резервы. Если доходы окажутся меньше, то на валюту из Фонда национального благосостояния будут покупать рубли.

 

https://lenta.ru/news/2023/01/18/exchange/

 

Региональная экономика

Резиденты Арктической зоны реализуют проекты по развитию Севморпути

Компании-резиденты Арктической зоны России (АЗРФ) планируют выполнить 30 проектов, которые повысят грузооборот Северного морского пути и будут оказывать услуги для его работы, сообщила пресс-служба Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) со ссылкой на заместителя директора департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов корпорации Владимира Гудкова.

"Помимо проектов, влияющих  на увеличение грузооборота по СМП, резиденты АЗРФ также реализуют проекты, направленные на развитие его инфраструктуры. Например, "Архангельский речной порт" переваливает и хранит грузы, которые идут морским транспортом на северный завоз. Всего резиденты АЗРФ реализуют 30 проектов, влияющих на повышение грузооборота СМП и предусматривающих оказание услуг для развития морского коридора", — приводятся в телеграм-канале КРДВ слова Гудкова.

Он добавил, что объем уже вложенных в эти проекты инвестиций составляет 18 миллиардов рублей, создано более 460 рабочих мест.

В сообщении отмечается, что министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачёв в ходе встречи обсудили меры, направленные на реализацию плана развития Северного морского пути и увеличение грузопотока.

По данным КРДВ, в 2022 году по Севморпути перевезено 34,1 миллиона тонн грузов — плановый показатель перевыполнен на 2,1 миллиона тонн. В 2023 году планируется доставить 36 миллиона тонн грузов. Минвостокразвития России совместно с "Росатомом" заключены соглашения с несколькими крупнейшими грузоотправителями, направленные на обеспечение перспективного грузопотока по СМП.

Уточняется, что в числе таких компаний резидент Арктической зоны России компания "Северная звезда". В рамках проекта инвестор не только осваивает Сырадасайское месторождение угля и строит обогатительную фабрику, но и создаёт необходимую инфраструктуру, в частности, морской порт "Енисей". "Аналогичные соглашения планируется подписать с рядом других грузоотправителей, в частности, с компаниями, реализующими в Арктической зоне РФ крупные горнорудные проекты", — говорится в сообщении.

 

https://1prime.ru/transport/20230118/839510474.html

 

Экспортерам Татарстана расскажут о доступных для них мерах поддержки

Центр поддержки экспорта регионального Фонда поддержки предпринимательства проведет 25 января бесплатный вебинар для предпринимателей на тему «Меры поддержки экспортно-ориентированных предприятий Республики Татарстан в 2023 году».

В рамках вебинара будут детально освещены меры поддержки экспортно- ориентированных предпринимателей, достуных в республике на всех этапах экспортной зрелости компаний. Большинство из указанных мер бесплатны для предпринимателей:

•  организация участия в международных выставках

•  поиск иностранного контрагента

•  сопровождение экспортного контракта

•  размещение на международных маркетплейсах

•  обучение

Часть услуг реализуется на условиях софинансирования: ЦПЭ финансирует до 80% затрат на международную сертификацию, проведение маркетинговых исследований, доставку продукции на экспорт.

Поддержка осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

 

https://mert.tatarstan.ru/index.htm/news/2158698.htm

 

Технологии

Путин осмотрел образец электрокроссовера E-NEVA

 

Президент Владимир Путин осмотрел экспериментальный образец электрического кроссовера С-класса E-NEVA.

Глава государства посетил испытательный корпус Обуховского завода концерна "Алмаз-Антей", где представлены гражданские проекты концерна. Завод — одно из ведущих предприятий ВПК.

Президенту продемонстрировали экспериментальный образец беспилотной модульной газоэлектрической платформы. На ее базе можно создать авто различных типов кузовов, размеров и грузоподъемности.

Благодаря платформе возможно будет производить машины E-NEVA как чисто с электрической, так и гибридной газоэлектрической тяговой системой.

"Я понимаю, что многое  надо сделать. Но не бросайте", — сказал Путин и положительно  оценил разработку, подняв вверх  большой палец.

Президент призвал продолжить развитие российского автопрома, указав на необходимость расширения внутреннего рынка.

Также Путин осмотрел образец электрокроссовера С-класса E-NEVA с полным приводом и аккумулятором увеличенной емкости. Президент открыл переднюю и заднюю двери, заглянул в салон автомобиля.

Путину также показали отечественную полноприводную гражданскую грузовую машину БАЗ-S36A11.

Помимо этого президенту продемонстрировали выпускаемое предприятием медоборудование, в частности, модульный роботизированный экзоскелет медицинского назначения, мобильный радиомаяк "Мангуст", предназначенный для контроля и управления наземным движением на территориях аэродромов.

 

https://ria.ru/20230118/e-neva-1845745207.html

 

 

 

Курсы валют и фондовые индексы

Ставка ФРС, %

Ставка ЦБ РФ, %

USD, ЦБ РФ

Нефть BRENT

(USD/ баррель)

Цены на газ

($/ 1000 куб.м.)

Индекс РТС

4,25-4,5

7,5

68,67

88,66

755,10

991,88

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International