ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ №92/2023

23 мая 2023 г., вторник

 

Краткий обзор основных экономических событий

 

Новости экономики и бизнеса

ВВП на душу населения в России приблизился к рекорду

 

ВВП на душу населения в России по итогам 2022 года превысил 15 тысяч долларов, тем самым приблизившись к рекордному показателю 2013 года. Об этом сообщает РИА Новости, проанализировав данные Международного валютного фонда.

Согласно данным, ВВП на душу населения по итогам прошлого года составил 15,44 тысячи долларов, то есть вырос за год на 22,3 процента, или 2,82 тысячи долларов. Это стало максимальным уровнем с 2013 года — тогда этот показатель составлял рекордные 15,93 тысячи долларов.

Среди ста исследуемых стран в 74 государствах ВВП на душу населения в прошлом году увеличивался. Больше всего показатель вырос в Гайане (89,1 процента), Армении (40,6 процента), Грузии (33,4 процента), Кувейте (32,7 процента) и на Сейшельских островах (31 процент).

Ранее в майском докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сообщалось, что в 2023 году ВВП России снизится на 1,5 процента, а в следующем году рост составит один процент. По сравнению с февральским докладом прогноз улучшен в два раза — тогда организация ожидала падения российской экономики в текущем году на три процента.

https://lenta.ru/news/2023/05/20/record/

 

Названо количество отложенных из-за санкций проектов

 

Из-за западных санкций, введенных с началом боевых действий на Украине, в России было отложено более 35 инвестиционных проектов совокупной стоимостью более 150 миллиардов рублей. Такое количество на итоговом заседании коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики назвал вице-премьер РФ, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, сообщает РИА Новости.

По его словам, именно инвесторы серьезнее других ощущают санкционное давление, в первую очередь потому, что они сталкиваются с отказом поставить заказанное, а иногда и оплаченное оборудование. В ряде случаев получить заказ удается, но возникает вопрос пусконаладочных работ. Кроме того, исчез значимый источник финансовых ресурсов, сообщил вице-премьер.

Трутнев подчеркнул, что такая ситуация ведет к замедлению экономических процессов, а они, в свою очередь, сказываются на жизни людей, социальных и демографических процессах.

В этом месяце о намерении активнее привлекать в экономику частные инвестиции заявил глава правительства России Михаил Мишустин. По его словам, власти намерены в ближайшие восемь лет получить с граждан и компаний не менее десяти триллионов рублей.

Ранее эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) Российской академии наук (РАН) предупредили, что без увеличения инвестиций вплоть до 2035 года потенциал роста российской экономики будет ограничен одним процентом.

В свою очередь, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на этой неделе отметил, что растущий дефицит бюджета и необходимость исполнения социальных обязательств неизбежно приведет к сокращению инвестиций. По его мнению, выходом может стать «затягивание денег» из Азии, а также из Европы и Америки, но обходными путями.

 

https://lenta.ru/news/2023/05/19/otlozhili/

 

 

Законодательство и госуправление

Правительство выделило почти 2,5 млрд рублей на поддержку аэропортов на юге и в центре России

Распоряжение от 18 мая 2023 года №1266-р

Свыше 2,4 млрд рублей будет направлено из резервного фонда кабмина аэропортам центральных и южных регионов на частичную компенсацию их расходов из-за продления ограничения полётов. Такое распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Речь идёт о поддержке аэропортов в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Анапе, Геленджике, Элисте, Липецке, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе, где временно приостановлено обслуживание гражданских авиарейсов. Выделенные средства пойдут на частичную компенсацию расходов по обычным видам деятельности и оплате процентов по кредитным договорам или договорам займа за декабрь 2022 года – март 2023 года.

«Решение позволит использовать предоставленные субсидии в том числе и для оплаты процентов по инфраструктурным кредитам, а значит, воздушные гавани смогут планировать дальнейшее развитие», – отметил Михаил Мишустин на заседании Правительства 18 мая.

Глава кабмина напомнил, что в 2022 году на такие же цели было направлено около 7 млрд рублей. «Благодаря этой мере удалось сохранить высококвалифицированные кадры. Изменения в численности сотрудников нигде не превысили и 10%», – добавил Председатель Правительства.

 

http://government.ru/news/48505/

 

Правительство создаёт условия для реализации проекта доступного арендного жилья на Дальнем Востоке

Распоряжение от 18 мая 2023 года №1280-р

Правительство продолжает создавать условия для развития рынка доступного арендного жилья. В рамках этой работы по поручению Президента в регионах Дальневосточного федерального округа будет построено не менее 10 тыс. квартир. Таким жильём на льготных условиях смогут воспользоваться молодые специалисты, студенты и профессионалы, востребованные в регионах ДФО. Распоряжение, которое позволит реализовать этот проект, подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Речь идёт о приобретении акций «ДОМ.РФ» за счёт средств Фонда национального благосостояния. На эти цели будет направлено 87 млрд рублей. Решение позволит «ДОМ.РФ» приобретать у застройщиков квартиры с готовой отделкой и мебелью, а затем передавать их в аренду региональным операторам программы. Аренда таких квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов, что позволит в несколько раз снизить ежемесячные платежи.

Обеспечить строительство доступного арендного жилья на Дальнем Востоке Президент поручил по итогам Восточного экономического форума, состоявшегося в сентябре 2022 года. В марте 2023 года глава государства дал указание о приобретении Минфином дополнительных акций «ДОМ.РФ» для реализации льготной программы.

Вопрос был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 18 мая.

 

http://government.ru/news/48515/

 

Отрасли

Российские дилеры заявили о нехватке деталей для популярных автомобилей

 

В России сложился дефицит запчастей для популярных автомобильных марок. Об этом Autonews заявили руководители крупных российских дилерских компаний.

Особо остро рынок ощущает нехватку блоков управления, коробок передач, ABS и подушек безопасности. Проблемы с поставками испытывают даже лидеры марок, которые официально не заявляли об уходе из России, например, Hyundai.

В результате нехватки деталей начали копиться предсудебные претензии от собственников машин Mercedes, которые не могут починить автомобили в срок. Из-за невозможности привезти многие запчасти даже по параллельному импорту, некоторые автомобили ждут ремонта по восемь месяцев.

Дефицит на рынке запчастей сложился после начала спецоперации на Украине и прекращения поставок в Россию рядом зарубежных автопроизводителей. Стоимость некоторых деталей в ремонте в среднем выросла почти на 30 процентов, а по ряду позиций — в полтора раза, заявили в Российском союзе автомобилистов (РСА). Наладить поставки в нужном объеме пока не удалось, поэтому предлагать ремонт по ОСАГО стали редко: в основном стоимость поврежденных деталей автомобилистам выплачивают наличными.

На фоне нехватки запчастей Минфин и Банк России задумались о возможности использования подержанных запчастей при ремонте автомобилей по страховке, при условии, если будут разработаны соответствующие гарантии безопасности. В Госдуме также предложили создать индустрию по восстановлению деталей. Депутаты объяснили идею тем, что такая практика сложилась не только в развивающихся (КитайТурцияЮАР), но и в развитых странах, в том числе в США.

 

https://lenta.ru/news/2023/05/18/zapchasty/

 

Социальная сфера

 

Минтруд оценил потребность России в работниках к 2030 году

 

К 2030 году российской экономике потребуется еще 2,5 миллиона работников. Это число назвал министр труда и социальной защиты Антон Котяков, его слова приводит ТАСС.

По словам главы ведомства, за последние четыре года экономика страны дополнительно привлекла полтора миллиона человек. Приоритетные направления в ближайшие пять лет потребуют еще миллион работников. Растущий спрос на работников формирует рынок труда соискателей и несет потенциал для роста занятости молодежи, подчеркнул Котяков.

Согласно оценке Минтруда, учреждения профессионального образования в России выпускают около 1,4 миллиона специалистов в год. Поэтому власти работают над созданием единой общероссийской базы предложений о целевом обучении. С ее помощью студенты смогут откликаться на предложения о стажировках, а работодатели — предлагать практику для успешных соискателей со всей страны.

 

Ранее в лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики (ИЭП) имени Егора Гайдара заявили, что в апреле 2023 года 35 процентов российских промышленных предприятий столкнулись с недостатком рабочих. Сильнее всего дефицит чувствует легкая промышленность — ушедшие из России западные бренды невозможно заменить из-за нехватки рабочей силы.

В Центре трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) также подсчитали, что постепенное повышение пенсионного возраста с начала 2019 года лишь незначительно повлияло на объем рабочей силы и количество занятых на рынке труда. Численность рабочей силы за эти годы все равно сократилась по причине того, что многие пенсионеры и без реформы часто занимали рабочие места.

 

https://lenta.ru/news/2023/05/19/rabota/

 

Финансы

Центробанк предупредил о проблемах с производительностью в России

 

В ближайшие годы из-за ограниченной доступности капитала и дефицита рабочей силы в России возможны волнообразные шоки производительности, причем в первую очередь речь идет об отрицательных шоках, что создает проинфляционные риски. Об этом говорится в майском обзоре денежно-кредитной политики Центробанка.

В ведомстве предупредили, что проблемами остаются постепенное сокращение рабочей силы в России на долгосрочном горизонте, а также потеря иностранного капитала, который ранее был задействован во многих производственных процессах.

Авторы доклада считают, что первичная адаптация экономики к новым условиям во многом завершена, но дальнейшая трансформация будет во многом зависеть от доступности факторов производства и их производительности.

В том числе речь идет о влиянии санкции, изменении конфигурации мировой экономики, фрагментации рынков, климатической повестке и увеличении глобальной конкуренции за рабочую силу. Экономике России, как подчеркивают в докладе, придется пережить масштабную перестройку. Часть предприятий смогут переключиться на другой тип продукции и изменить фокус производства, другим придется покинуть рынок. Изменится и соотношение отраслей в экономике.

Ранее сообщалось, что Институт экономической политики (ИЭП) имени Егора Гайдара зафиксировал рекордное количество сообщений о нехватке сотрудников от представителей российской промышленности. Сложнее всего ситуация складывается в легкой промышленности.

 

https://lenta.ru/news/2023/05/18/shokk/

 

Региональная экономика

Нефтегазохимические кластеры в Арктической зоне получат больше господдержки

Правительство расширит поддержку нефтегазохимических кластеров в Арктической зоне

Кабмин увеличит господдержку развития нефтегазохимических кластеров в Арктической зоне, соответствующая "дорожная карта" утверждена, сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин.

"По поручению главы государства мы расширяем поддержку развития нефтегазохимических кластеров. Это в первую очередь относится к Арктической зоне, в непосредственной близости от ресурсной базы", — сказал он в ходе совещания с вице-премьерами и отметил, что данное решение обеспечит мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей и будет способствовать долговременному экономическому росту.

"Соответствующая "дорожная карта "утверждена", — сказал Мишустин.

 

https://1prime.ru/energy/20230522/840650663.html

 

Ландшафтное предприятие привлекло льготное финансирование в 10 млн. рублей при поддержке Гарантийного фонда РТ

Поддержка оказана в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Полученные средства будут направлены на увеличения объемов производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции компании.

ООО «Парк Сервис» с 1997 года занимаетсяпроизводством декоративных деревьев, кустарников и многолетних цветов, ландшафтным дизайном и озеленением пространств.

Одним из значимых объектов компании «Парк Сервис» является Набережная озера Кабан г. Казани. На Набережной было высажено более 12 тысяч растений — пять различных видов ив, яблони, клены, ирга, камыш, рогоз, аир, дербенник, черемуха и много других. Растения были выбраны, исходя из возможности приспособиться к условиям местного климата, чтобы растения без проблем переносили холодное время года. Ежегодно компанией «Парк Сервис» проводится сервисное обслуживание территории Набережной озера Кабан.

Для наращивания производственных темпов и расширения ассортимента выпускаемой продукции компании потребовалось заемное финансирование.

Подведомственный Министерству экономики Республики Татарстан Гарантийный фонд Республики Татарстан выступил поручителем в рамках продукта «Механизм без двойного андеррайтинга» в размере 5 млн руб., по которому компания смогла привлечь финансирование на выгодных условиях в размере 10 млн. руб.

 

https://mert.tatarstan.ru/index.htm/news/2197892.htm

 

Технологии

"Кама" планирует в 2025 году произвести около десяти тысяч электромобилей

 

Автомобильная компания "Кама" планирует произвести около 10 тысяч электромобилей "Атом" в РФ уже в первый год запуска производства, то есть в 2025 году, сообщил РИА Новости гендиректор компании Игорь Поваразднюк.

"С точки зрения объемов мы планируем в первый год произвести не менее 10 тысяч электромобилей, и объем будет корректироваться, в том числе в зависимости от того, насколько электромобиль соберет предзаказы. Уже сейчас, на стадии прототипа, автомобиль интересен и частным лицам, и бизнесу с точки зрения того, чтобы оформить предзаказ. В какой-то момент мы запустим такую возможность. И первый год производства будет, в частности, служить для того, чтобы удовлетворить тот спрос, который возникнет на этапе предзаказов", - сказал он, отвечая на вопрос об объемах производства новинки на первоначальном этапе.

Топ-менеджер напомнил, что старт серийного производства "Атома" запланирован на середину 2025 года. При этом он не раскрыл, где именно планируется организовать производство новинки, уточнив, что на данный момент рассматривается несколько производственных площадок. Ранее в пресс-службе отмечали, что среди них - бывший завод Ford в Набережных Челнах.

Как анонсировала "Кама" в мае, электромобиль сможет разгоняться до 100 км/ч за 7 секунд, запас хода - 500 километров в зависимости от модели. По комфорту "Атом" будет соответствовать С/D-классу, при этом он будет представлен в компактных габаритах: длина составит 3995 миллиметров, ширина - 1780 миллиметров и высота - 1615 миллиметров. Над дизайном электромобиля работало итальянское дизайн-бюро.

Автокомпания "Кама" была создана в 2021 году для разработки отечественного электромобиля. Сначала проект получил одноименное с компанией название, но впоследствии был переименован в "Атом". Первоначальными инвесторами примерно в равных долях выступили гендиректор "Камаза" Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян.

 

https://ria.ru/20230519/elektromobil-1872797288.html

 

 

Курсы валют и фондовые индексы

Ставка ФРС, %

Ставка ЦБ РФ, %

USD, ЦБ РФ

Нефть BRENT

(USD/ баррель)

Цены на газ

($/ 1000 куб.м.)

Индекс РТС

5,0-5,25

7,5

79,91

75,74

327,46

1038,65

 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International