Законодательство и госуправление
Президент России Владимир Путин определил национальные цели развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036-го. Указ опубликован на сайте Кремля.
Всего в качестве целей перечислены семь пунктов:
сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
комфортная и безопасная среда для жизни;
экологическое благополучие;
устойчивая и динамичная экономика;
технологическое лидерство;
цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
В документе отмечается, что цели были определены для того, чтобы обеспечить устойчивое экономическое и социальное развитие страны, укрепить ее суверенитет, увеличить численность населения и повысить уровень жизни граждан, основываясь на традиционных духовно-нравственных ценностях и принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей, а также для того, чтобы обеспечить безопасность государства и общества, открытость внешнему миру, экономическое развитие, основанное на честной конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе, высокой эффективности и технологичности.
Заключение по проекту ФЗ о системообразующих территориальных сетевых организациях и внедрении автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электроэнергетики было рассмотрено на заседании Комитета по энергетике
Проект федерального закона предполагает создание в каждом субъекте Российской Федерации системообразующих ТСО (СТСО) — единого центра ответственности, который будет осуществлять функцию «одного окна» для потребителей услуг по передаче электроэнергии и энергосбытовых организаций, эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций по решению регионального штаба по надежности. Статус СТСО планируется присваивать крупнейшей ТСО в регионе на основании утверждаемых Правительством РФ критериев. Оценку соответствия таким критериям будет проводить региональный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а принимать решение об определении СТСО — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. При этом предполагается проводить оценку соответствия ТСО критериям отнесения к СТСО не чаще одного раза в пять лет. На территории Москвы предполагается функционирование двух СТСО, что обусловлено технологическим состоянием и топологией сетей (в основном это линии электропередачи в кабельном исполнении, не подверженные воздействию погоды).
В части тарифного регулирования устанавливается, что экономически обоснованные расходы СТСО подлежат включению в состав цен (тарифов) за исключением расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, а также расходов на ликвидацию на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварий на ОЭСХ других ТСО.
При этом в соответствии с рекомендациями Комитета Минэнерго России проведен экономический анализ оценки тарифных последствий принятия законопроекта, который показал, что роста тарифа для потребителей не прогнозируется.
Российские регионы смогут разрабатывать схемы газоснабжения и газификации, рассчитанные на 20 лет. Подписано постановление, определяющее правила разработки и реализации таких схем.
Главная задача схем – развитие энергетической инфраструктуры, что в свою очередь позволит региональным властям более эффективно реализовывать социальные и экономические инициативы. На основе подготовленной схемы будут разрабатываться межрегиональные и региональные программы газификации объектов ЖКХ, промышленных предприятий и других организаций. При этом регионы смогут актуализировать такие документы. Схемы будут готовиться во взаимоувязке с документами территориального планирования в области энергетики региона или муниципалитета.
Разработанные схемы будут содержать сведения о региональных запасах газа, необходимых для газоснабжения и газификации потребителей, информацию о состоянии газораспределительной системы, расчётной потребности в природном газе, схемы расположения объектов газотранспортных и газораспределительных систем, а также объектов сжиженного природного газа (СПГ). Кроме того, в схему должны быть включены предложения по очерёдности и объёмам строительства новых газотранспортных и газораспределительных систем, газификации и догазификации котельных, переводу транспорта на газомоторное топливо, развитию инфраструктуры СПГ.
Новости - Правительство России (government.ru)
Отрасли
Инфраструктурные расходы регионов России в первом квартале 2024 года сократились на 22,3% по сравнению с тем же периодом 2023-го.
Согласно данным аналитиков, общий объем таких трат из региональных бюджетов составил 253,3 млрд руб.
Аналитики связывают нынешнее падение расходов с завершением многих инфраструктурных проектов к 2024 году и «большей, чем год назад, неопределенностью планов государства по дальнейшему развитию отрасли». Кроме того, понижающее влияние могло оказать опережающее финансирование в прошлые годы за счет использования средств, предназначенных на будущие периоды, пишет издание.
Предусмотренные отраслевые расходы на 2024 год почти на 13% превышают прошлогодние планы.
Текущее замедление вложений в инфраструктуру не станет долгосрочным трендом. Во второй половине года динамика ускорится за счет реализации ВСМ Москва-Петербург и других крупных проектов высокой степени готовности.
При этом объем строительных работ в регионах вырос в январе-марте лишь на 3,5% в сопоставимых ценах против 10% годом ранее. Причиной замедления называются завершение стройки крупных объектов, «инвестпауза» из-за высокой ключевой ставки, а также ожидание новых планов и целей от Федерации.
Инфраструктурные расходы регионов РФ резко упали в начале года - Газета.Ru | Новости (gazeta.ru)
Финансы
Минэкономразвития подготовило законопроект, продлевающий истекающий 1 июля 2024 года срок упрощенной регистрации иностранных компаний в составе российских групп в САР на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Новый срок - до конца 2025 года.
Речь идет о "переезде" на острова на основании лишь копии решения совета директоров о смене компанией личного закона - при обоснованной невозможности получения за рубежом необходимых документов. Изначально этот порядок был рассчитан на 2022 год и продлевался сначала на 2023 год, а затем и до середины 2024 г.
Новую пролонгацию упрощенной регистрации министерство объясняет востребованностью процедуры, а также тем, что ее прекращение "чревато возникновением сложностей при регистрации в САР". По данным министерства, на конец 1-го квартала в САР зарегистрировано 390 резидентов (298 - на острове Октябрьский и 92 - на острове Русский).
Упрощенный переезд в "русские офшоры" могут продлить до 2026 года - ИА "Финмаркет" (finmarket.ru)
Банки обяжут согласовывать кредиты и денежные переводы клиентов с их родственниками, чтобы предотвратить мошенничество.
Госдума в весеннюю сессию может принять законопроект "О внесении изменений в закон "О банках и банковской деятельности", которым предлагается ввести механизм дополнительной верификации финансовых операций, которые по желанию клиентов начнут одобрять их родственники или доверенные лица.
Согласно законопроекту, системно значимые кредитные организации (сейчас их 13) будут обязаны дать возможность клиенту оформить доверенность на третье лицо, который получит право отклонять или подтверждать операции в течение 12 часов с момента уведомления от банка. В случае отсутствия реакции банк откажет в проведении трансакции.
Банки обяжут согласовывать кредиты с родственниками клиентов - ИА "Финмаркет" (finmarket.ru)
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 триллионов рублей.
Рост портфеля замедлился после повышения ключевой ставки до 16% в декабре 2023 года. Однако уже в марте он снова вырос на значительные 600 миллиардов рублей. Совокупный кредитный портфель граждан достиг пятой части ВВП России.
Как отмечается, спрос на кредиты связан с высокой потребительской активностью и адаптацией россиян к текущей макроэкономической ситуации.
В этих условиях сохраняются риски закредитованности граждан сохраняются, регулятор ужесточает нормативы выдачи ссуд.
Как указывают финансовые аналитики, к марту стало очевидно, что ЦБ завершил цикл поднятия ключевой ставки, но еще не готов ее снижать. Ситуация стабилизировалась, и россияне еще повысили кредитную активность.
Эксперты прогнозируют, что динамика роста совокупного кредитного портфеля замедлится, объемы выдачи ипотеки увеличатся на 10-13%, а необеспеченных кредитов - на 7-10%.
Региональная экономика
Центр передовых решений АСИ презентовал представителям регионов инициативу Липецкой области по созданию модели для трансформации заброшенных территорий в туробъекты.
Команда проекта подготовила комплекс подходов к поиску инвесторов и предоставлению мер поддержки для реализации перспективных турпроектов. Инициатива сможет увеличить турпоток в регионы, расширить сферы занятости сельского населения и поможет создать новые рабочие места.
Администрации муниципалитетов подбирают территории, куда потенциально могут поехать путешественники и ищут местных инвесторов. После его нахождения местные власти оказывают ему имущественную и финансовую поддержку, например, выделяют гранты на развитие турпроекта и предоставляют землю под льготную аренду. Таким образом инвестор облагораживает неблагоустроенные территории. После того, как там появятся туристические объекты, проект может получить дополнительную поддержку, например, льготные микрозаймы от Фонда поддержки МСП.
В Липецкой области одним из результатов такой работы стал новый агротуристический комплекс «Живое село». Создавая туробъект, инвесторы позаботились о сохранении природы и привлечении местных жителей к строительству. Они получили более шести га земли в аренду почти на 50 лет по льготной ставке, а также грант на 15 млн руб. от региональных властей. Сейчас в агрокомплексе возведены гостевые дома общей площадью более 420 м2, четыре искусственных пруда, кафе-столовая и беседки. Также планируется открыть мини-ферму, контактный зоопарк, конюшни для конных прогулок, детские аттракционы. Кроме того, будет открыто более 20 новых рабочих мест.
Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам I квартала 2024 года к аналогичному периоду 2023-го в Татарстане увеличился на 1,2% до 101,2%.
При этом по сравнению с февралем 2024 года в марте ИПП вырос на 14% и составил 114,1%. Объем отгруженных товаров собственного производства в январе-марте 2024-го вырос по сравнению с прошлым годом на 27,1% до 1,2 триллиона.
Из наиболее просевших отраслей по сравнению с прошлым годом выделяется производство одежды — минус 19,9% (ИПП 80,1%), производство автотранспортных средств — минус 10% (ИПП 90%). Кроме этого, просело производство резиновых изделий (ИПП 97,7%), а также кокса и нефтепродуктов (ИПП 98,8%).
Наибольший рост продемонстрировало производство лекарств (186,3%), готовых металлических изделий (130,5%) и производство компьютеров (125,5%). К предыдущему году в 3,1 раза выросло производство прочих транспортных средств, а производство электрического оборудования — на 22,5%.
https://www.business-gazeta.ru/news/632368
Оборот розничной торговли в Татарстане за 1 квартал 2024-го составил 362,2 млрд рублей.
Для сравнения: за тот же период 2023 года оборот был на уровне 293,8 млрд рублей, следует из доклада Татарстанстата о социально-экономическом развитии республики. Таким образом, оборот розничной торговли за последний год вырос на 23,2%.
Уточняется, что за первые три месяца 2024-го оборот торговли пищевыми продуктами в республике составил 161,4 млрд рублей, непродовольственными товарами – 200,8 млрд рублей, а из общего оборота – по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства, сумма достигла 194,4 млрд рублей.
Что касается оборота общепита Татарстана в первые три месяца 2024 года, то он вырос с 15,6 млрд рублей (1 квартал 2023-го) до 17,7 млрд (+13,47%).
Мировая экономика
Под влиянием геополитических разногласий мировая экономика разделилась на три блока, говорится в докладе Международного валютного фонда (МВФ).
Как уточняется, речь идет о тех странах, которые опираются на США, Китай, а также несвязанные государства.
МВФ сообщает, что такая тенденция повлекла рост количества существующих торговых ограничений на товары, услуги и инвестиции. Их совокупное количество в прошлом году превысило 3 тысячи.
Также, как отмечается в докладе МВФ, за период с 2017 по 2023 годы доля КНР в импорте в Соединенными Штатами уменьшилась на 8% на фоне растущих противоречий между двумя странами.
МВФ констатировал разделение мировой экономики на три блока - 08.05.2024, ПРАЙМ (1prime.ru)
Курсы валют и фондовые индексы
Ставка ФРС, % |
Ставка ЦБ РФ, % |
USD, ЦБ РФ |
Нефть BRENT (USD/ баррель) |
Индекс МосБиржа |
Индекс РТС |
5,5 |
16,0 |
91,12 |
82,40 |
3 432,34 |
1 177,21 |