КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Центр перспективного развития
Информационный дайджест: политика, образование, университеты
5 октября 2013 года
Государственная политика в образовании
Министерство образования и науки подписало приказ о переименовании Вологодского государственного технического университета в Вологодский государственный университет (ВоГУ). К 1 апреля завершится процедура присоединения к нему Вологодского педагогического университета.
На конференции «Система оплаты труда педагогических и научных работников в учреждениях высшего образования: новые механизмы и ожидаемые результаты», которая прошла в Министерстве образования и науки Российской Федерации, было заявлено, что до конца текущего года Минобрнауки России планирует разработать примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, а также подготовить методические рекомендации для вузов, внедряющих механизм эффективного контракта.
В этих документах будет отражена общая нормативная «рамка» реализации эффективного контракта, а также возможные модели организации и использования этого инструмента на уровне вузов, учитывающие их цели, задачи и стратегии развития.
Председатель комитета Госдумы РФ по образованию Вячеслав Никонов сообщил, что результаты Единого госэкзамена (ЕГЭ) не должны влиять на оценку каких-либо других сфер работы регионов РФ. В текущем учебном году начнется исключение этого показателя из списка критериев, по которым подводятся итоги деятельности субъектов.
Это делается для того, чтобы на региональном уровне не было стимула искажать результаты ЕГЭ для улучшения показателей региона.
Модернизация образования
На факультете психологии Южного федерального университета начались семинары по разработке курсов дистанционного и смешанного обучения под руководством профессора Валери Мельбург (Onondaga Community College, г. Сиракузы, штат Нью-Йорк, США), которая работает на факультете психологии ЮФУ по программе Фулбрайт
Участники семинара ознакомяться с организацией дистанционного обучения с использованием сети Интернет в учебных заведениях США, существующими онлайн-ресурсами по преподаванию психологии, основами методологии разработки курсов с использованием систем управления обучением, а также будут осваивать разработку курсов в свободно распространяемой системе управления обучением Moodle.
В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) разрабатывают свой образовательный стандарт, который будет базироваться на бакалавриате педагогического образования.
Это многопрофильный бакалавриат, который дает возможность поменять профессию в будущем. Каждый выпускник вуза вне зависимости от выбранного профиля сможет работать учителем начальной школы, а дополнительно к основному педагогическому образованию сможет выбрать интересующее его направление.
Клиника Медицинского института СВФУ запускает новый проект – создание интегрированного детского центра. Это будет первый специализированный детский центр в Якутске, который должен создать передовую модель интегрированного центра, основанного на современных стандартах качества обслуживания пациентов.
Сначала будет организована амбулаторная служба и оказание реабилитационных услуг, в дальнейших планах – открытие стационарной службы. Консультации для пациентов будут платными. Стоимость услуг будет ориентирована на семью со средним достатком. В дальнейшем пранируется запустить Центр здоровья подростков.
Инновационное развитие вузов
В Иркутском техническом университете запустили мощный вычислительный кластер (суперкомпьютер). Суперкомпьютер, приобретенный по программе развития Национального исследовательского университета (НИУ) за 10 млн. рублей, состоит из 104 вычислительных узлов и 2496 вычислительных ядер. Расчетная пиковая производительность оборудования составляет около 23 Тфлопс.
Суперкомпьютер работает под управлением операционной системы Linux.На нем установлено современное квантово-химическое программное обеспечение: программный комплекс для квантово-химических расчетов в базисах гауссовых орбиталей (PC Gamess), программа для расчета оптических свойств материалов (VASP 5.2), пакет для твердотельныхрасчетов методами молекулярной механики и молекулярной динамики (GULP 3.4) и др.
http://www.istu.edu/news/15000/
Инновационная разработка Алтайского государственного университета «Информационная система «Кейс» с 1 ноября будет применяться в Алтайском государственном аграрном университете для обеспечения единого мониторинга результатов профессиональной деятельности научно-педагогических работников и структурных подразделений.
Соответствующий договор на разработку информационной системы «Кейс-АГАУ» был заключен между университетами, и в настоящее время коллективом разработчиков в рамках проекта «Разработка интегрированной информационной системы управления университетом», выполнены все запланированные в договоре работы. До конца календарного года по согласованию сторон специалисты АлтГУ будут осуществлять технический контроль и методическое сопровождение внедрения АИС «Кейс» в АГАУ.
Зарубежный опыт в сфере образования
Власти Финляндии предлагают ввести плату за обучение для студентов, которые приехали из стран, не входящих в Европейскую экономическую зону. Изменения не коснутся лишь тех, кто учится на финском и шведском языках.
При необходимости обучающиеся будут иметь право на стипендии. Частичное финансирование этих стипендий планируют осуществлять за счет средств, предназначенных для помощи развивающимся странам.
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Центр перспективного развития
Информационный дайджест: политика, образование, университеты
6 октября 2013 года
Государственная политика в образовании
Вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила, что совет при правительстве РФ по русскому языку займется популяризацией русского языка и образования на русском языке за рубежом. Планируется организовать образовательные курсы по русскому языку и на русском языке, которые будут вестись дистанционно на базе Института русского языка имени Пушкина.
Программа будет поддерживать учреждения русского языка, которые работают на территории РФ и за ее пределами.
Программа начала действовать осень этого года, целиком система заработает в течение ближайших трех лет.
По итогам проверки исполнения законодательства об образовании в негосударственных высших учебных заведениях, филиалах и представительствах, провенной прокуратурой Дагестана, было установлено, что образовательная деятельность 34 проверенных негосударственных высших учебных заведений не соответствует лицензионным требованиям.
По результатам проверки прокуратура республики направила в адрес руководителя Рособрнадзора письмо о прекращении в установленном порядке действия лицензий на образовательную деятельность указанных негосударственных вузов, филиалов и представительств.
Московский педагогический государственный университет считает необходимым изменить систему учета баллов единого госэкзамена при поступлении в вуз.Предлагается заменить обществознание, которое учитывается наряду с русским языком и профильным предметом, на другой предмет, более близкий к будущей специальности.
Кроме того, руководство вуза предлагает уделять повышенное внимание профильным предметам, тогда как по остальным установить минимальную границу, т.к. более информативным важным является высокий балл по профильному предмету, чем по русскому языку.
В случае одобрения в Минобрнауки РФ предложений университета, планируемые нововведения будут официально закреплены в положении о приеме в МПГУ в феврале 2014 года.
Международное сотрудничество вузов
Ведущий Университет Ватерлоо (University of Waterloo) планирует содействие в формировании университета по информационным технологиям Азербайджана (IT-университета): планируется передача куррикулумов, а также содействие развитию тесных связей между вузами.
В 2013 году IT-университет провел первый набор абитурьентов.
Министерство информатизации и связи будет оказывать посильную помощь выпускникам в прохождении магистратуры за рубежом, а также предоставлять поощрительные награды в виде дополнительных стипендий, участия в летних школах и так далее.
http://news.day.az/hitech/442779.html
Модернизация образования
По инициативе кафедры философии БФУ им. И. Канта создан электронный журнал по истории отечественной философии и культуры Ergo Journal http://www.ergojournal.ru/. Журнал был создан как площадка профессионального обсуждения актуальных проблем отечественной философии и культуры с применением современных информационных технологий.
На страницах электронного журнала будут публиковаться научные и художественные книги, публикации, музыка, новости из мира литературы и культуры.
http://www.kantiana.ru/news/142/114155/
Рейтинги и мониторинги вузов
По данным мониторинга «Качество платного приема в государственные вузы и в филиалы вузов в 2013 году», подготовленного НИУ ВШЭ и Агентством социальных исследований «Социальный навигатор», качество платного приема в вузы, в том числе и в их филиалы, выросло за год.
В среднем, баллы «бюджетников» превышали баллы «платников» на 7 пунктов, причем разрыв в качестве бюджетного и платного приема увеличивался у более сильных вузов. У вузов-«троечников» (со средними баллами зачисленных на бюджет ниже 56) качество бюджетного и платного приема практически не различалось.
Наиболее популярными вузами в 2013 году стали МГИМО, НИУ ВШЭ (Москва), МФТИ, Дагестанская государственная медицинская академия и МГУ им. М.В. Ломоносова.
Наиболее востребованные среди абитуриентов филиалы вузов— филиалы НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Российской таможенной академии и РГГУ.
Средние баллы ЕГЭ у абитуриентов, поступивших в филиалы, ниже, чем у принятых в головные вузы.
Ввиду сокращения численности студентов, число филиалов и некоторых головных вузов в ближайшем будущем придется сокращать.
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Центр перспективного развития
Приложение к информационномк дайджесту: политика, образование, университеты
6 ноября 2013 года
Академическая профессура России – сообщество с высокой самооценкой, формирующееся на фоне низкой конкурентоспособности по целому ряду областей. Так его характеризует в своей статье проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Мария Юдкевич. Могут ли российские университеты стать мировыми лидерами с такими сотрудниками, или единственный их выход – привлекать учёных из-за рубежа?
Мария Юдкевич: «Если привлекать иностранных коллег или коллег с существенным опытом работы за рубежом только для того, чтобы в своих работах они ставили affiliation наших университетов, то это путь, ведущий в никуда»
Лет 5–6 назад, когда обсуждалась идея создания в России исследовательских университетов, приводились данные, что наукой в вузах занимаются около 20% преподавателей. По вашим оценкам, за прошедшие годы ситуация как-то изменилась?
– Я думаю, эта доля возросла. Но даже те, кто занимается наукой, имеют высокую преподавательскую нагрузку. Таковы нормативы в российских вузах. Времени действительно остаётся мало. Плюс плохая обеспеченность ресурсами. Речь в данном случае не только о лабораторном оборудовании, но и о доступе к базам данных, к информационным ресурсам. У большинства вузов просто нет подписок на электронные версии ключевых журналов.
Сегодня многое зависит от самого университета. В нашем, например, проводится достаточно жёсткая и планомерная политика, связанная с вовлечённостью преподавателей в научные исследования. Сотрудник просто не пройдёт очередную аттестацию по конкурсу, если у него не будет хотя бы нескольких публикаций за определённый период. Происходит существенное обновление профессорско-преподавательского состава – мы вынуждены расставаться с теми коллегами, которые не публикуются.
Есть ведущие учёные, которые совершенно не умеют излагать свои мысли, читают очень скучные лекции. А есть обычные преподаватели, которые сами не достигли значительных научных результатов, но при этом настолько могут увлечь своей темой студентов, что остаётся только восхищаться. Как не распрощаться сблестящими лекторами?
– Здесь надо учитывать уровень образования. В бакалавриате преподаватель вовсе не обязательно должен быть гениальным учёным. Важно, чтобы он хорошо и доходчиво объяснял студентам предмет. А вот в магистратуре происходит подготовка к исследовательской деятельности. Здесь нужны носители знания, а не просто ретрансляторы. Пусть даже не все из них могут быть выдающимися лекторами, но и лекции, кстати, – не единственная форма обучения. Сейчас, когда всё большее распространение будут получать онлайн-курсы, важным элементом обучения в университете станет не лекция, а работа профессора со студентами в рамках проектов, решения исследовательских задач и т.д. Поэтому принципиальный вопрос – умеет ли сам профессор проводить исследования, вовлечён ли он в научную деятельность или только читал о работах других и просто их пересказывает.
Для тех преподавателей, которые не занимаются наукой, у нас есть специальные контракты, которые подразумевают отсутствие обязательств по публикациям, зато более высокую преподавательскую нагрузку.
– У нас уже почти десять лет действует разветвлённая система академических надбавок. Публикующиеся преподаватели могут удвоить или утроить свою заработную плату по сравнению с базовой, которая в среднем составляет 30 тысяч рублей. Надбавка первого уровня за публикации – 35 тысяч, второго – 60 тысяч. Некоторые надбавки за высококлассные публикации, мы их называем «за вклад в научную репутацию университета», назначаются на два года, чтобы у профессора была возможность спокойно подготовить ещё одну достойную работу.
В отличие от исследовательской деятельности, которая меряется публикациями, преподавательскую непонятно, как измерять.
Для себя мы решили проводить выборы лучших преподавателей семинарских занятий и лекционных. Делается это раз в году – голосуют студенты. Преподаватели, набравшие больше всего голосов, получают ежемесячные надбавки, которые выплачиваются целый год. И такие же надбавки получают те преподаватели, у кого студенты стали лауреатами нашего конкурса научных работ.
Вузы, которые выиграли в конкурсе по повышению международной конкурентоспособности и взяли на себя обязательства выбиться в топ-100 мировых рейтингов, делают ставку на привлечение иностранных учёных. Это вполне понятно. Приглашаются учёные с именами, у которых есть рейтинговые публикации. Но насколько это оправдано в отдалённой перспективе?
– Я бы скорее ставила вопрос так: «Насколько оправдана покупка публикаций?» Не оправдана. Если привлекать иностранных коллег или коллег с существенным опытом работы за рубежом только для того, чтобы в своих работах они ставили affiliation наших университетов, то это путь, ведущий в никуда. Когда люди уедут, у нас ничего не останется.
Наш университет занимается международным рекрутингом. Чтобы быть успешным в глобальном академическом сообществе, надо иметь отличную квалификацию и делать хорошие исследования. Но вместе с тем нужно ещё знать правила игры. А именно – как публиковать результаты, как строить каналы коммуникаций, как писать так, чтобы тебя понимали, читали и хотели с тобой взаимодействовать. В изоляции это делать очень сложно. Соответственно, приглашённые коллеги очень много работают с нашими сотрудниками, обучая их и методикам исследований, и научной этике, и вообще поведению в академическом пространстве. Лучшее обучение – это передача опыта в совместных проектах.
Мы рассчитываем, что в ближайшие годы в университете будут работать около 30% сотрудников, конкурентных на международном рынке. Это могут быть и наши профессора, которые добились такого уровня, и приглашённые. Например, на факультете математики эта задача уже решена практически на 100%. А на некоторых факультетах мы только начинаем движение.
Как вузовские коллективы реагируют на привлечение сторонних профессоров? Не служит ли для них это дополнительным демотиватором – в связи с разницей в зарплатах, условиях работы и т.д.?
– На первом этапе, конечно, отмечается некоторая социальная напряжённость. Особенно в ситуациях, когда мы нанимаем молодых людей, только вышедших на рынок. За счёт чего это сглаживается? Во-первых, профессора одного уровня – и российские и приглашённые – имеют приблизительно одинаковый доход. У нас нет такого, что люди, соответствующие одному уровню, получают разные заработные платы только за счёт того, что один где-то поучился и получил формальную корочку, а другой нет. Во-вторых,
в какой-то момент сотрудники понимают, что кооперироваться с ведущими учёными гораздо выгоднее, чем враждовать или просто не замечать их.
Потому что многие люди, не имеющие, например, опыта публикаций в зарубежных журналах, не могут адекватно оценить свой уровень. Получая письмо из редакции о том, что работа не годится (а это нормально – 90% всех журналов в ответ на 90% всех работ так и пишут), они решают, что надо всё забросить, что идеи у них плохие и неинтересные и сделать с ними ничего нельзя. А когда приезжает коллега, смотрит эту работу и подсказывает, как её можно исправить, то выясняется, что они не такие уж и плохие, и перспективы у них вполне есть.
Если к 2020 году пять российских вузов всё-таки попадут в топ-100 мировых рейтингов, как им дальше удержаться на завоёванных позициях?
– Стать университетом мирового класса и быть на вершине рейтинга – эти задачи связанные, но не совпадающие одна с другой. Можно купить 20 нобелевских лауреатов, и вуз на несколько лет выбьется в лидеры. Вопрос в том, насколько он смог изменить качество своей работы и превратился в организацию, устойчиво конкурентоспособную на мировом уровне. Рейтинг измеряет текущую ситуацию. Именно поэтому данная дорога – без начала и без конца. Это как бег по беговой дорожке. Если в какой-то момент ты останавливаешься, то вскоре окажешься на полу. То же самое и с рейтингами. Если мы хотим быть в рейтингах, это означает, что мы всегда должны двигаться с увеличивающейся скоростью. Потому что среди нынешней сотни лучших нет ни одного университета, который хотел бы сдать свою позицию.
Сейчас формируется российская версия мирового рейтинга. Его авторы хотят создать альтернативу существующим рейтингам, которые ориентированы прежде всего на оценку исследовательской деятельности университетов в ущерб образовательной. Как вы относитесь к этой инициативе?
– На первый взгляд, это понятная идея. Хотя, с другой стороны, университет мирового класса – это в первую очередь лидер по производству знания. Да, в некоторых случаях это делается с неким возможным, потенциальным ущербом для образовательной функции. Тем не менее, если говорить про рейтинг университета мирового класса, там просто по определению делается упор на исследования. Качество образования, качество преподавания оценить очень сложно. Я проведу простую параллель, чтобы было понятно, что это всё очень неоднозначно. Какая школа лучше? Школа в хорошем, престижном районе, которая набирает сильных детей интеллигентных, богатых родителей, и после её окончания все выпускники поступают в ведущие вузы? Или школа, которая собирает детей-беспризорников в каком-то криминогенном районе и добивается того, чтобы ни один ребёнок не совершил правонарушений и в конце 9-го класса каждый из них получил аттестат о среднем образовании?
– Вот именно. Поэтому говорить о «качестве образования» очень сложно. Мерить его по зарплатам – неблагодарное дело. Мерить его по трудоустройству – то же самое. По ЕГЭ – это отличный инструмент для оценки селективности вуза, но это данные на входе, а что дальше происходит со студентами?
Я не уверена, что такие рейтинги вузов возможно составить. И уж тем более международные рейтинги. Наука не имеет границ. Образование, до тех пор пока у нас нет полностью глобализированного рынка труда, когда человек реально рассматривает свои карьерные перспективы на всём «шарике», имеет существенные национальные границы. Поэтому в глобальном образовательном рейтинге для меня довольно много вопросов.